Московский метрополитен — электрифицированная система внеуличного городского пассажирского транспорта в Москве и Московской области. Это вторая по интенсивности использования система метро в мире после метрополитена Токио. Московское метро известно также богатой отделкой многих станций с замечательными образцами искусства эпохи социалистического реализма.
Эксплуатацию метрополитена осуществляет Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина». Его начальником с 25 декабря 1995 года является Дмитрий Владимирович Гаев.
Вопреки распространённому мнению, ГУП «Московский метрополитен» — исключительно эксплуатирующая организация, поэтому строительством и финансированием новых линий не занимается. В пассажирском тарифе такой инвестиционной составляющей нет (присутствует только составляющая на реконструкцию и модернизацию), поэтому новое строительство ведётся только за счёт бюджета Москвы (2010 год станет первым в истории, когда государственное финансирование на эти цели не предусмотрено), а осуществляется силами специализированных организаций — Мосметрострой, Трансинжстрой, Ингеоком, Тоннель-2001 и другие.
Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 года метрополитену присвоено имя В. И. Ленина. Орденом Ленина метрополитен награждён 6 сентября 1947 года «за образцовую организацию работы по перевозкам населения и успешное освоение новой техники», а в 1985 году метрополитену также присуждён орден Трудового Красного Знамени «за успешное выполнение планов перевозки пассажиров». Сама транспортная система с 1992 года преимущественно именуется как Московский метрополитен.
Краткое описание сети
Система включает 12 линий (включая линию лёгкого метро) общей протяжённостью 298,8 км (в двухпутном исчислении), на которых расположены 180 станций. Также в состав метрополитена входит монорельсовая дорога[3]. Всем линиям присвоены названия и краткие обозначения, которые для всех линий представляют собой порядковый номер (кроме Бутовской линии лёгкого метро, которая обозначается как Л1). Кольцевая линия соединяет все остальные линии, кроме Бутовской и Каховской. За 2008 год по данным «Годового отчёта за 2008 год» Московским метрополитеном было перевезено 2572,9 млн пассажиров (в среднем 7,03 млн пассажиров в день, наибольшее число пассажиров было перевезено 26 декабря — 9,352 млн).
Бо́льшая часть пути и станций находится под землёй, однако есть и исключения. Так, Филёвская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с 7 наземными станциями, а также открытый метромост между станциями «Смоленская» и «Киевская». Бутовская линия лёгкого метро на 2/3 проходит по поверхности, единственная подземная станция на ней — «Улица Старокачаловская». Наземные участки также есть на Таганско-Краснопресненской (наземная станция «Выхино» и часть перегона «Текстильщики» — «Волгоградский проспект»), на Арбатско-Покровской (наземные станции «Измайловская» и «Кунцевская» и часть примыкающих к ним перегонов) линиях. Кроме упомянутого Смоленского метромоста Филёвской линии, есть метромосты через Яузу на Сокольнической линии (между «Преображенской площадью» и «Сокольниками»), на Замоскворецкой (между «Автозаводской» и «Коломенской»), на Арбатско-Покровской (между «Мякинино» и «Волоколамской»), и самый известный — крытый метромост, на нижнем ярусе которого расположена станция «Воробьёвы горы» (построен в 1958 г., в 1983—2002 гг. был на реконструкции).
Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы однопролётные, трёх- или четырёхниточные. На станциях Бутовской линии и на станциях «Митино» «Волоколамская» «Строгино», «Кунцевская» и «Славянский бульвар» также построены лифты для людей с ограничениями опорно-двигательной системы, а на станциях «Алтуфьево» и «Строгино» на лестнице для их удобства установлен специальный передвижной пандус.
Многие старые станции имеют свои собственные наземные вестибюли, однако во времена активного развития сети метрополитена их строительство было признано экономически и практически нецелесообразным, и станции стали строить с подземными вестибюлями, часто совмещёнными с подуличными пешеходными переходами.
В Московском метрополитене эксплуатируется подвижной состав трёх поколений, и в настоящее время идёт активное обновление парка вагонов, в частности — старейшие и отслужившие свой срок списываются, менее старые модернизируются, а также интенсивно закупаются новые (подробнее см. раздел Подвижной состав).